ОТРЫВКИ ИЗ ТРУДА АЛ-ТАБАРИ ПРО АРМЕНИЮ

  17-02-2014, 23:37 1172 / 0 | Категория: История
ОТРЫВКИ ИЗ ТРУДА АЛ-ТАБАРИ ПРО АРМЕНИЮ

ОТРЫВКИ ИЗ ТРУДА АЛ-ТАБАРИ ПРО АРМЕНИЮ




Абу Джа'фар Мухаммед ибн Джарир ат-Табари — известный историк-летописец. Ат-Табари родился в городе Амуле, в Табаристане (нынешний Мазандаран), на южном берегу Каспийского моря, в 224/839 г., в семье состоятельного человека. Ат-Табари побывал в Басре, Багдаде, Сирии и Египте и всюду учился у виднейших современных ему ученых.

Сообщаемые в хронике сведения ат-Табари частично черпает из устных преданий, собранных им во время путешествий, и со слов своих учителей, частично же и из более ранних письменных источников, которые далеко не все дошли до нас. Собранные им сведения ат-Табари сообщает без всякой критики, со ссылкой на свои источники, приводя сплошь и рядом параллельно несколько версий из различных источников об одном и том же историческом событии.

АТ-ТАБАРИ
ИСТОРИЯ ПРОРОКОВ И ЦАРЕЙ.

I

В этот день Ардашир принял титул шaханшaх. Затем он направился в Хамадан, и по взятии его — в [остальную] горную область, а затем вооруженной силой завоевал Азербайджан, Армению и Мосул. Из Мосула Ардашир затем направился в Суристан, т. е. Савад, захватил его и на западном берегу Тигра, против города Ктесифона, лежавшего с восточной стороны Мадаина4 , построил город, названный им Бех-Ардашир. Этот город Ардашир сделал центром округа, подчиняв ему рустaки (волости) Бахурасир, Румакан, Нахр Даркыт, Куса и Нахр Джаубар, и назначил туда правителей. Из Савада Ардашир направился в Истахр5, а оттуда в Седжестан, затем в Джурджан, а затем в Абрашахр, 10 Мерв, Балх и Хорезм, до крайних пределов Хорасана. Много людей он убил и головы их послал в храм огня [богини] Анахид, а затем он из Мерва вернулся в Фарс и расположился в Джуре. Тогда к нему явились послы царя кушанов, царя Турана и царя Мукрана с проявлением покорности.

II

Когда власть перешла в руки Ардашира, сына Пaпака, он принялся зверски убивать Аршакидов, из рода которых были цари других племен6, пока он их не уничтожил. Сделал он это ввиду того, что дед Ардашира, сына Пaпака, Сaсaн, сын Ардашира, сына Бахмана, сына Исфендийaра старшего, поклялся, что если он когда-либо станет царем, он не оставит в живых ни одного потомка Аршака, сына Хурра; Сaсaн вменил это в обязанность и своим потомкам и завещал им, чтобы ни одного из них они не оставили в живых, если когда-либо кто-нибудь из них будет царствовать. Ардашир, сын Папака, был первым
царем из его внуков и из его рода, а потому он убил их всех, и женщин, и мужчин, и никого из них не оставил в живых, в соответствии с заветом своего деда Сaсaна.

XXII

До вступления на престол Хосроя, должность испехбеда, главного начальника войск, занимал один человек, и ему принадлежало командование войсками во всем государстве. Хосрой разделил эту должность и это звание между четырьмя испехбедами, а именно: испехбедом востока, т. е. Хорасана и прилегающих областей; испехбедом запада, испехбедом юга (нимруз), т. е. Йемена, и испехбедом Азербайджана7 и прилегающих областей, т. е. страны хазар. Он это сделал, усматривая в этом залог порядка в своем государстве, а воинов он подкрепил оружием и конями и взял обратно некоторые области
царства иранского, которые при Кобaде по различным причинам и обстоятельствам перешли в руки царей других народов; сюда относятся: Синд8, Буст9, Руххадж10, Забулистан11, Тохаристан12, Дардистан13 и Кабулистан14. Большое избиение он учинил в народе, именуемом париз15, а оставшихся в живых выселил из их страны и поселил их в разных местах своего царства; они были рабски покорны ему, и он в своих войнах прибегал к их помощи. По приказанию.
Хосроя был уведен в плен другой народ, именуемый суд16; их привели к нему, и он велел убить их всех, кроме 80 человек из их витязей: их он оставил в живых и велел их поселить в Шахрам-Фирузе 76 и привлекал их к участию в своих войнах. Затем народ абхазов, народ банджар17, народ баланджар18
и народ алланов19 объединились для вторжения в страну Хосроя Ануширвaна и выступили в Армению, чтобы подвергнуть ее население грабежу. Их путь туда пролегал по ровной удобопроходимой территории, и на первых порах Хосрой не обращал внимания на их действия, но как только они вступили в его страну, он направил против них войска, которые вступили с ними в сражение и уничтожили всех, кроме 10000 человек; этих они захватили в плен, и они были расселены в Азербайджане и прилегающих областях.
Еще Фируз построил в стране Сул и стране алланов каменное сооружение с целью оградить свою страну от посягательств со стороны этих народов, а сын Фируза, Кобaд, построил в этих местах еще много новых сооружений и, наконец, когда воцарился Хосрой, он велел построить в стране Сул ряд городов, крепостей, валов и много других сооружений из камня, добытого в области Джурджана; все это должно было служить защитой и убежищем для населения его страны в случае нападения на них врага. Самым сильным, отважным и мощным иэ турок был хaкaн Синджибу, и у него было больше всего войска; это он вступил в бой с Вазром [или Варзому], царем эфталитов, нисколько не устрашившись их многочисленности и силы, убил их царя Вазра и все его войско, захватил в виде добычи их богатства и овладел их страной, за исключением той ее части, которая ранее была завоевана Хосроем. Синджибу склонил на свою сторону абхазов, банджаров и баланджаров, так что они изъявили ему свою покорность. Они сообщили ему, что цари иранские всегда защищались от них уплатой выкупа, посредством которого они удерживали их от вторжения в свою страну. Тогда Синджибу выступил во главе 110000 воинов, подошел к пограничным областям Сула 85 и отправил Хосрою угрожающее и высокомерное требование, чтобы он прислал ему деньги, а абхазам, банджарам и баланджарам тот выкуп, который им уплачивали до воцарения Хосроя, а если Хосрой не поспешит послать ему то, что он требует, то он де вторгнется в
его страну и нападет на него. Но Хосрой не обратил внимания на его угрозы и не согласился ни на одно из его требований вследствие того, что он возвел у ворот Сула укрепления и вследствие защищенности тех путей и дорог, по которым приходилось итти хaкaну Синджибу; помимо этого, Хосрой знал, что по его распоряжению границы Армении охраняются отрядом в 5000 воинов, конных и пеших. хaкaн Синджибу узнал, что Хосрой укрепил границу Сула и не солоно хлебавши ушел восвояси вместе с теми, что были с ним. И враги, обитавшие против Джурджана, при наличии тех крепостей, которые по приказу Хосроя были возведены вокруг него, не могли делать набегов на него и не могли овладеть им... Алланы в течение всего средневековья упоминаются в качестве одного из главных народов, населявших Кавказ.

1
Царь царей.
2
(Иранский) Азербайджан. Согласно Гюлистанскому мирному договору 1813 года между Российской
Империей и Персией, России отошли части иранских территорий, среди который и территории
современного Азербайджана. Советская историческая наука, продолжая внешнеполитический курс, взятый
еще при Империи, рассматривая исторический Азербайджан, не уточняла в своих работах о
государственной принадлежности тех или иных территорий дабы ―приукрасить‖ союзную республику и
уровнять еѐ перед социалистическим строем. – прим. ред.
3
В силу особых условий, а именно своей чрезвычайной плодородности, неиранская территория — Вавилон
(ныне Ирак) — являлась главной экономической опорой сасанидского Ирана. Главным образом это
относится к той части Ирака, которую арабы называли Савад — «пахотная земля». В данном месте у ат-
Табари эта территория называется еще и Суристан — «земля сирийская» (арамейская), так как она при
Сасанидах была населена арамейцами, а Суристан — не что иное, как персидский перевод арамейского
названия Бѐт-Арамайѐ (BeJarmaiV византийцев).
4
Мада'ин — по-арабски значит «города»; под этим названием понимается город, вернее, комплекс семи
городов, расположенных в 30 километрах к юго-востоку от Багдада, по обоим берегам Тигра.
5
В провинции Фарс, древний Персеполь, родина Ардашира.
6
Ат-Табари называет этих царей мулук am-тава'иф, т. е. «царями народов» (или «племен»), что Нѐльдеке
(Th. Noeldeke, ук. соч., стр. 26) переводит через «Theilkonige»; по-видимому, речь идет о правителях других
областей или вождях других племен, подчиненных сасанидским царям и тоже носивших титул шах, обычно
переводимый русским термином «царь» (араб. мелик); отсюда титул сасанидских царей шахиншах («царь
царей») и далее у индоскифов греческий титул o basileuV twn basilewn.
7
См. прим. 2
8
Область Индостана в нижнем течении р. Инда и его дельте между 20°35' и 28°39' с. ш. и 66°40' и 71°10' в. д.
9
Город на реке Хелмунд; главный город всей восточной горной части Седжестанa.
10
Один из двух округов восточного Седжестана.
11
Под этим названием у арабов была известна горная область в верховьях рек Хелмунда и Кандахара, в
частности область, окружающая г. Газну
12
Речь идет, очевидно, о Таликане хорасанском, а не тохаристанском, так как эфталиты в то время уже
владели Тохаристаном.
13
Чтение сомнительное, отождествить не представляется возможным.
14
Так арабы называли область между Газной и Кабулом.
15
Воинственное племя в Кирмане, державшееся зороастризма еще при Омейядах и принявшее ислам только
при Аббасидах.
16
Сул — название местности и, вероятно, племени в Джурджане (на юго-восточном берегу Каспийского
моря). В эпоху арабских завоеваний Сул встречается как имя турецкого князя в Джурджане (ат-Табари, II,
стр. 1323 сл.).
17
Чтение сомнительное, видимо, искажение пехлевийского бурджар, бураар — «булгары» (ат-Табари,
Глоссарий, стр. DXCI).
18
Баланджар — древняя столица хазар, севернее Дербенда; впоследствии столица была перенесена в Итиль,
где она уже находилась при жизни ал-Мас'уди (BGA, III, стр. 62; Йакут, I, стр. 729); Ибн ал-Факих
приписывает постройку города Баланджара Хосрою (!); он же говорит и о реке этого имени (BGA, V, стр.
288 и 293). Здесь это название, очевидно, употреблено в качестве этнического термина для обозначения
хазар.
19
Алланы в течение всего средневековья упоминаются в качестве одного из главных народов, населявших
Кавказ.













(пер. А. Н. Шмидта)
Текст воспроизведен по изданию: Шмидт А. Э. Материалы по истории Средней Азии и
Ирана // Ученые записки института востоковедения, Том 16. 1958

© текст - Шмидт А. Э. 1958
© сетевая версия - Тhietmar. 2003
© ОCR - Прудковских В. В. 2002
© дизайн - Войтехович А. 2001
© Институт востоковедения. 1958

Текст адаптирован командой «АНТИТОПОР»



Поделиться
 (голосов: 3)
Автор: hayko1033 | Комментарии [0]

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.