ПАСТЫРЬ АРЦАХА

  27-10-2012, 00:30 1564 / 0 | Категория: Главная
Краткая биография
Архиепископ Арцаха Паргев Мартиросян родился в 1954 г. в Сумгаите. До 6 лет жил в родном селении своих родителей - героическом Чардахлу. В 1966 г. семья переехала в Ереван. Окончив школу с математическим уклоном, два года учился в Ереванском политехническом институте. Затем перешел в Ереванский институт русского и иностранных языков, который окончил в 1976 г. На Всесоюзном конкурсе дипломных работ его работа по проблеме искусства и нравственности в романе М.Булгакова "Мастер и Маргарита" была удостоена золотой медали. Служил в СА, два года работал в Минлегпроме Армении в качестве ведущего специалиста. В 1980 г. поступил в Эчмиадзинскую духовную академию. Духовное имя Паргев принял в 1985 г. вместе с саном иеромонаха. Учился в аспирантуре Духовной академии Санкт-Петербурга, где защитил диссертацию. Кандидат богословия. Занимал ряд видных должностей в армянской церковной иерархии. С марта 1989 г. - предводитель Карабахской епархии ААЦ. С 1999 г. - архиепископ.


С главой Арцахской епархии ААЦ Паркевом Мартиросяном мы встретились в его резиденции в Шуше.


В чем Вы видите миссию нашей Апостольской Церкви в сегодняшней жизни Армянства, в сохранении национальной идентичности?

Миссия Церкви всегда есть и будет одной и той же — нести свет Евангелия, спасать человека. В деле сохранения нашей идентичности, самобытности Церкви принадлежит главенствующая роль не только в Армении, но и в диаспоре. У нас есть партии, национальные клубы, благотворительные и культурные общества, и это очень хорошо. Но на протяжении последних 1700 лет Церковь — единственный институт, который достойно представлял и представляет наше самобытное лицо. Не только религию, но и культуру, традиции. Церковь и в будущем должна выполнять эту миссию. Церковь — это мать. Мать должна оберегать своих чад, хранить быт, традиции народа. Другой вопрос, как именно это делать — в Карабахе таким способом, в Ереване другим, где-нибудь в Лондоне — третьим.

ПАСТЫРЬ АРЦАХА


Что изменилось в деятельности Церкви за последние сто лет? Что нового появилось сегодня?

Сто лет назад, в условиях расцвета национально-освободительного движения Церковь, конечно, желала свободы Западной Армении, свободы для себя в рамках государства, но, главное, старалась, чтобы не пострадал армянский народ. Сегодня мы живем в иных условиях. У нас есть государственность, даже две государственности. Государственность надо сохранить и развивать в армянских традициях. Церкви надо шагать в ногу с эпохой. Сегодня есть Интернет, компьютеры — они помогают сокращать расстояния, экономить время. Но если оценивать глобализацию — это, конечно, вызов. Она грозить стереть многие национальные черты не только армян, но и других народов. Нам предстоит приложить огромные усилия, чтобы как-то воспрепятствовать этому нашествию, в том числе нашествию худших образцов массовой культуры. Здесь Церкви есть что сказать, что предложить. Может быть, в одиночку в условиях свободного рынка нам будет сложно, поэтому надо работать сообща с государством с общественными организациями. Яркий пример: попытка возвращения народу армянской духовной музыки, одной из вершин армянской духовности. Возвращения того, что было запрещено в течение 70 лет советской власти. В этом тоже наша миссия. Все армянское музыкальное искусство зиждется на шараканах. Есть армянский музыкальный лад, и мы должны вернуть его народу. Как это сделать? Одной церковной службы мало. В Карабахе уже несколько лет проводится конкурс исполнителей духовной музыки, такого конкурса нет даже в Армении. В деревенских школах дети изучают духовную музыку. Знают не все тысячу семьсот шестнадцать шараканов, но по крайней мере несколько десятков — это уже хорошо. У нас есть FM-радиостанция, которая транслирует духовную и классическую музыку, проповеди. Мы постоянно пропагандируем армянскую духовную музыку, она становится родной для людей, становится неотъемлемой частью их существования. В школах преподается Слово Божие. Мы обучаем преподавателей церковным песнопениям, а они учат детей. Пытаемся возрождать традиционные армянские праздники: Вардавар, Амбарцум и др. Эти празднества тоже искони сопровождались церковными и народными песнопениями. В этом направлении у нас еще непочатый край работы. Честно признаться, пока перед нами почти целина.

Хватает ли священников для такой обширной деятельности?

Конечно, нет. А где их хватает? Сегодня у нас, слава Богу, пятнадцать священников и это уже повод радоваться. На 270 деревень этого крайне мало. Как попасть в каждую деревню хотя бы два-три раза в месяц? Это физически невозможно. Поэтому пытаемся открыть собственную духовную семинарию, подготовить священнослужителей, чтобы заполнить этот вакуум. Время-то не ждет.

В чем Вы видите сегодня главную духовную угрозу для Армянства на родине и в спюрке?


Для армян это потеря родной христианской веры. Главная проблема — “теплое” отношение к своей вере. Как сказано в Евангелии: “Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих”. Должно быть рвение. Нехватка рвения в духовном плане — самая великая опасность для всех нас. С национальной точки зрения для нас опасны процессы глобализации, в диаспоре — ассимиляция, так называемый “белый Геноцид”, на родине — нашествие сектантов тоталитарного типа. Здесь можно говорить о целенаправленном мировом заговоре. Эти сектанты очень хорошо организованы и хорошо финансируются. Они знают, где ставить свои центры: когда смотришь на карту, понимаешь, что они работают в чисто стратегическом ключе. Так что нам приходится бороться, я бы сказал, с мировыми сатанинскими силами, которые очень хорошо организованы и знают, что им надо делать. Происходит прямое насилие над сознанием человека, “промывание мозгов”. Нам противостоят серьезные силы, но наша воля должна быть несгибаемой — ведь с нами Бог и нам нечего бояться.

Какое влияние может оказать победа национально-освободительного движения в Арцахе на возрождение духовности на этой древней земле?

Подъем народного духа обратил людей к своим корням, в первую очередь к Армянской Церкви. Во время национально-освободительной борьбы большинство людей не было крещено, но все верили, что Господь с нами и победа будет за нами, хотя превосходство противника было более чем десятикратным. Многие некрещеные солдаты потом рассказывали: вот в этом эпизоде боя Господь спас меня. И это действительно было чудесным спасением. Такая вера приводила людей к крещению, многие крестились прямо во время боя.

Как это сохранить сегодня?

Трудно требовать от человека постоянного экстремального проявления его воли. Для этого должны создаться экстремальные условия. Сложно в мирное время держать человека в постоянном духовном напряжении — его засасывает быт. Как говорят в народе, нет темы для напряжения. Но если ты приводишь человека к вере, он должен всегда сохранять бдительность, чтобы не впасть в грех, в искушение. Он каждый день должен быть готов принять смерть, принять ее чистым, покаявшимся. Надо воззвать к душе армянина, чтобы он строил свое сильное государство ради сегодняшнего и завтрашнего дня.

ПАСТЫРЬ АРЦАХА


Есть ли программа церковного восстановления и строительства?

У нас была программа: восстановить основные монастыри, которые были главными духовными центрами: во всех наших районах отреставрировать существующие церкви или построить новые. Этот вопрос мы, с Божьей помощью, на сегодня решили. Нужно восстановить церкви в достаточно крупных населенных пунктах, в том числе в больших деревнях. Иногда, правда, мы планируем одно, а спонсор хочет построить церковь именно в своей деревне. Ну что же, на здоровье. Сегодня мы думаем восстановить Гтчаванк, монастырь Ерец Манканц (Трех Отроков), реставрируется Дадиванк. Необходимо восстановить монастыри Апостола Егише (Егиш Аракял) и Акопаванк, где некогда находился престол Агванкского католикосата, древнейший монастырь Хорекаванк в Талише. Слава Богу, в Степанакерте уже строим две церкви. Есть и другие планы. Скажем, в районе большого села Чартар на стыке трех сел надо построить церковь, найти для этого спонсора. Сегодня у нас больше 30 построенных и отреставрированных церквей. Если раньше Агванкский или Гандзасарский католикосат имел 4500-5000 церквей, то сегодняшнее количество в сравнении с прошлым — почти ноль. Знаете, сколько у нас паломников из Карабаха ездило в Иерусалим? Там были Гандзасарская и Амарасская церкви, был Карабахский монастырь. Представители дома Джалалянов постоянно строили, покупали, реставрировали церкви. Один из двух величайших армянских патриархов Иерусалима — патриарх Григор Паронтер Гандзакеци — был выходцем из Карабаха, потомком княжеского рода.

Сегодня Арцах — это символ победы, символ возрождения армянского духа. Немаловажную роль в победе сыграла и Церковь, в том числе и в Вашем лице. Это создало высокий моральный авторитет, и сегодня люди ждут слова, ждут дела... Какими мыслями Вы считаете нужным поделиться сегодня с Армянством, с читателями журнала?

Армянину прежде всего нужно быть армянином. Мы же называем себя hАй, в честь нашего прародителя hАйка. Что сделал hАйк? Не испугавшись никого и ничего, со своими тремястами родственниками (сам он был 301-м, здесь параллель с годом принятия Арменией христианства) он ушел из богопротивной Вавилонской империи и в битве нанес поражение ее десятитысячной армии во главе с императором Бэлом, олицетворяющим сатану (Бэл-Ваал). Непобедимый воин духа, воин Бога. Вот что вложено в имя hАйка, в имя каждого из нас. Поэтому каждому из нас надо быть самим собой. Не надо бояться зла. Была мировая империя Зла, которую разрушил hАйк. Своя миссия есть у каждого народа, каждой деревни, каждого человека. У меня была своя миссия, когда меня назначили в Карабах, и я знал, в чем она состоит. В чем же смысл миссии армянского народа? Миссия всегда связана с именем. Когда Господь создал животных, птиц, рыб, Адам их нарекал, потому что знал их суть, будучи наделенным знанием от Бога. Сегодня у нас есть имя, и нам надо его оправдать. Почему hАйк покинул империю? Он не захотел участвовать в Вавилонском столпотворении и строить богопротивную Вавилонскую башню, решил вернуться на родину своих отцов, заново ее обрести и во имя этого одержал победу над мировой империей.

С тех пор Зло этого мира видит в нас своих врагов...

Ведь почему-то Рай был создан на земле Армении, как это обозначено на большинстве древних карт, почему- то во время Потопа человечество спаслось тоже здесь, на горе Арарат. Первый царь, принявший христианство еще при жизни Христа, был армянский царь Абгар из Эдессы. Армения была первым государством, принявшим христианскую веру в 301 году. Не много ли чести для армян? Но ведь дана была нам эта честь. Значит, неси свою миссию достойно, согласно оказанной тебе чести. Будь верным воином Бога, каким был hАйк, какими были Вардан и его воины в 451 году, во время первой в истории человечества войны за христианскую веру, какими были в 1915 году наши мученики, которые предпочли смерть отречению от Бога. Мы должны осознанно нести свою миссию, тогда все встанет на свои места.

Мы начали разговор с миссии Церкви, заканчиваем темой миссии народа. Надеемся вместе с Вами, что миссии эти вечны и не подвержены эрозии с течением времени. Успехов Вам и всему народу Арцаха.

Источник: Журнал АНИВ, 04.11.2007 №6 (9)


Поделиться
 (голосов: 4)
Автор: Spandarat Kamsarakan | Комментарии [0]

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.